Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования ДТП, где был поврежден автомобиль, где пострадали пешеходы, водитель, пассажиры служит экспертиза ДТП, которую в разных условиях граждане зачастую разнолико именуют то дорожно-транспортной, то дорожной, то автодорожной.

Интересно то, что ни одно из вышеуказанных наименований не является научно-обоснованным и правильным наименованием, но про это позже.

Дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная или дорожная экспертиза) в настоящее время продолжает оставаться самым редким видом автотехнических экспертиз.

Вне зависимости от того, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза получила это уникальное наименование более семи лет тому назад, основная масса адвокатов, судей, юристов, следователей по прежнему продолжает назначать в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь класс экспертиз, без уточнения вида экспертизы.

В следствии такого абстрактного и общего обозначения требуемой экспертизы, в нашей практике зачастую рождаются ситуации, когда в офис какого-нибудь учреждения, где присутствуют тоже бы как «автоэксперты» (оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии, оценщики автомобилей), приходят материалы дела, для исполнения которых требуются специальные знания эксперта по исследованию ДТП (дорожной разметки, дорожных знаков, полотна дороги, дорожно-транспортных происшествий).

Возникает неприглядная ситуация, когда дело возвращается в судебные или следственные инстанции без исполнения, из-за чего установленные сроки затягиваются из-за элементарной грамотности участников судебного процесса.

Задачи и цели дорожно-транспортной экспертизы:

• обстановка на месте происшествия: обочин, состояние покрытия проезжей части, участка дороги за пределами дорожного полотна;

• текущее состояние дорожного покрытия в месте дорожно-транспортного происшествия, наличия уклонов в поперечном и продольном направлении, закруглений;

• возможные условия видимости и обзорности водителя;

• установление возможности всестороннего восприятия водителем ситуации;

• экспертиза технической возможности (невозможности) предотвращения происшествия;

• определение значений параметров и коэффициентов, который характеризуют движение транспорта и иных объектов на месте ДТП: коэффициентов сцепления и сопротивления при перемещения транспортных средств и прочих участников по покрытию автомобильной дороги;

Выяснение обстоятельств, связанных с обстановкой предшествующей ДТП, способствовавших возникновению происшествия: неблагоустроенность дороги, ошибочное расположение дорожных указателей, отсутствие дорожных знаков, неправильная разметка дороги и иные негативные особенности обстановки.

При назначении судебной автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы специалисту необходимо предоставить все имеющиеся материалы административного, гражданского, уголовного дела, относящиеся к дорожно-транспортному происшествию. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу необходимо знать, что для исследования необходимо полнейшее изучение имеющегося комплекса информации о ДТП.